Шли по войне девчата

Война 1941–1945 годов. Ее не ждали. К ней не готовились. Но она задержалась на долгие четыре года. На самой страшной войне женщинам пришлось нелегко. Одни выносили с поля боя раненых, перевязывали их, помогали отправить письма матерям, сестрам, любимым… Другие ходили в разведку, подрывали мосты, приносили ценные сведения и медикаменты в партизанские отряды, рискуя собственной жизнью, а порою и ее ценой.
На плечи иных лег тяжелый груз оккупации, где надо было растить детей и выращивать без мужчин хлеб для фронта. А еще ждать сыновей, мужей, братьев – всех, кто вдали от родного дома защищал Родину. Такая участь не миновала и женщин, девушек моей родной деревни Пузыри.
Василиса Романовна Григорович (1920 г. р.), партизанская связная. Погибла при выполнении задания, приняла смерть от вражеской пули еще и за то, что брат ее Иван был партизаном.
Подобное могло случиться и с ее подругой Лидией Ивановной Ровдо (до замужества Григорович, 1923 г. р.), партизанской связной. Девушки собирали сведения о вражеском гарнизоне в Будславе, передавали медикаменты в отряд. Все братья Лидии участвовали в военных действиях против фашистов. Один из них погиб во вражеском окружении. Пятеро вернулись к мирной жизни. Даже малолетняя племянница Галина Хвалько (дочь старшей сестры) помогала своей тете Лиде.
Прасковью (по-деревенски Параску) Григорович, связную, расстреляли фашисты. Такая участь постигла и ее мужа Петра Викентьевича Григоровича, бывшего председателя Воробьевского сельсовета.
Родителям и сестрам, долго ждавшим с фронта Владимира Раловича, встретить его не довелось. Место захоронения красноармейца стало известно только через десятилетия после Победы.
Досадно и горько было женщинам осознавать гибель мужей, называть полусиротами собственных детей. К обелиску с именами земляков, павших в боях с немецко-фашистскими захватчиками, они ходили, как к родным могилам. Это солдатские вдовы – стойкие, прошедшие войну.
Мария Мартиновна Ходоленок (Ровдо до замужества) с болью встретила известие о смерти мужа от ран под Гданьском (Польша). После войны Мария вернулась в свою деревню, где жила с одинокой сестрой, которая помогала растить и воспитывать двойняшек 1942 года рождения. А девочки отца знали лишь по фотографиям. В сельских заботах, где так не хватало мужского плеча, приходили на помощь родные и близкие.
Надежда Степановна Шаблыко осталась с дочерью Ленкой. Муж погиб под Гродно в сентябре 1944 года, там и похоронен. Тетя Надя работала уборщицей в нашей школе. Со своими родителями Кисловыми растила девочку.
Мария Петровна Василевская, партизанка. В мирное время учила детей белорусскому языку и литературе в Кривичах, а позже ее перевели на должность директора школы в Пузырях. Отличалась активной жизненной позицией, требовательностью.
Любовь Семеновна Григорович, партизанка. Была после войны председателем сельсовета, работала библиотекарем. Как участник Великой Отечественной войны, встречалась с детьми и молодежью. Удостоена наград за ратный труд.
Лидия Иосифовна Василевич – коренная жительница деревни. В сохранившихся архивных материалах отдела радиофикации Молодечненского облисполкома обращают на себя внимание следующие слова из радиопередачи от 8 мая 1947 года: «Вёска Пузыры можа ганарыцца зусім яшчэ маладой дзяўчынай Лідзіяй Васілевіч, якая праяўляла масцярство па падрыву нямецкіх эшалонаў».
Может гордиться деревня Пузыри каждой из упомянутых ее жительниц, которые не предали, выстояли в годы войны, добросовестно трудились на мирной земле и считали себя обыкновенными. Испытания не сделали их грубыми и жестокими. Наоборот, они чувствовали чужую боль, приходили на помощь ближним и сами принимали помощь окружающих.
Написала, что знала, о прошлом для будущего.
Валентина КУНЦЕВИЧ
Кадр из фильма «А зори здесь тихие
Рекомендуем




