Что изменится в правилах приема в вузы и колледжи в этом году и чего ожидать абитуриентам 2023-го?

862

Об этом во время стрима, организованного Национальным центром правовой информации, рассказал начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович.

фото БЕЛТАВ 2022 году набор абитуриентов осуществят 49 вузов. План приема составит около 27 700 человек на бюджетную форму обучения и около 25 700 – на платную.

На уровне среднего специального образования набирать учащихся будут 110 учреждений, из них 84 – учреждения образования, реализующие программы среднего специального образования (колледжи в структуре вузов и иные учебные заведения). План прие­ма – около 39,5 тысячи человек.

На уровне профессионально-технического образования набирать учащихся будут 122 учреждения образования по более чем 250 профес­сиям. Кроме того, прием проведут 43 учреждения образования, реализующие образовательные программы ПТО (это колледжи в структуре вузов либо иные учреждения). План приема – около 26 тысяч человек.

В этом году существенных изменений в правилах поступления не произойдет. Нововведения затрагивают лишь отдельные группы абитуриентов. Так, выпускники профильных классов спортивно-педагогической направленности при должном уровне успеваемости (все отметки в аттестате должны быть не ниже семи баллов, по профильным предметам – не ниже восьми баллов) могут поступать без вступительных испытаний на спе­циальности в области физической культуры и спорта.

Выпускники профильных классов военно-патриотической направленности, а также профильных классов «Юный пограничник» могут поступать вне конкурса в вузы военно-силового блока, на военные факультеты, а также в Институт пограничной службы при должном уровне успеваемости (все оценки в аттестате не ниже шести баллов). Это новшество, впрочем, не отменяет необходимости сдавать централизованное тестирование.

Еще одно нововведение касается абитуриентов, которые сдали Единый государственный экзамен в России (граждане РФ и РБ, временно проживавшие в России). Для них предусмотрена возможность поступления без вступительных испытаний (при наличии сертификатов ЕГЭ) на платную форму обучения в пре­делах 20 процентов от количества мест, утвержденных планом приема, на востребованные экономикой специаль­ности.

Хорошая новость для тех, кто намерен поступать по целевому направлению. В 2022-м вступила в силу одна из норм новой редакции Кодекса об образовании, согласно которой заказчиками целевой подготовки могут быть организации, расположенные не только в сельской местности, малых городах и на территориях, пострадавших от аварии на ЧАЭС, но и в любом населенном пункте страны – начиная от Минска и заканчивая областными горо­дами и районными центрами.

Чтобы получить целевое направление, абитуриенту следует обратиться к потенциальному нанимателю. Если он заинтересован в кадрах по соответствующему направлению или специальности, то может заключить такой договор.

Что изменится в 2023-м

Одно из главных новшеств – возможность поступить в вуз по результатам школьного централизованного экзамена (ЦЭ).

По сути, это выпускной экзамен по двум предметам (математике и одному из государственных языков на выбор), выпускники буду­т сдава­ть их в виде тестирования. Зате­м абитуриенты смогут пройти ЦТ по трем предметам. В результате у них на руках окажется набо­р сертификатов ЦЭ и ЦТ, который позволит представить документы для поступления на избран­ную специальность. Сертификаты действительны в течение двух лет.

 

 

В 2023 году увеличатся квоты набора на целевую подготовку: на меди­цинские специальности – до 80 процентов бюджетных мест, на сельхозспециальности – до 70 процентов, на иные специальности – до 60 процентов. Изменятся и пра­вила приема на целевую форму обучения: в приемную комиссию не потребуется предоставлять сертификаты ЦТ, а нужно будет сдать внутренний вступительный экзамен по одному из профильных предметов. Таким образом, конкурс станет выстраиваться по среднему баллу ат­тестата, суммированному с баллом за экзамен.

Еще одно новшество – зачисление в вузы победителей университетских олимпиад.

Их, по новым нормам, смогут проводить учебные заведения, определяемые Министерством образования. Также утвержден перечень предметов и специальностей, на которые победители олимпиад смогут поступать без вступительных испытаний.

Тем, кто намерен получать образование заочно (на бюджетной форме), необходимо будет иметь десятимесячный стаж работы. То есть фактически для выпускника школы в год ее окончания нет возможности подавать документы в вуз на заочку.

Выпускники Национального детского технопарка смогут пройти без вступительных испытаний на технико-технологические и естественно-научные специальности при наличии рекомендации наблюда­тельного совета технопарка и по результатам собе­седования.

Определят и отдельные подходы к поступлению в Академию управления при Президенте. Планируется, что в этом вузе станет реали­зовываться программа дополнительного образования для детей и моло­дежи на повышенном уровне. Ее успешное освое­ние позволит учащимся стать студентами без всту­пительных испытаний.

Изменение коснется и правил поступления в колледжи: если сейчас на специальности, где в прошлом году наблюдался высокий конкурс (от трех человек на место), требуется сдавать ЦТ, то в 2023-м в этом не возникнет необходимости.

БУДЬ В КУРСЕ!

Министерство образования объявляет о проведении открытого конкурса для назначения стипендий Президента Республики Беларусь аспирантам на 2023 год.

Условия и порядок представления необходимых документов изложены в Положении о порядке назначения и выплаты стипендий Президента студентам, курсантам и аспирантам, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 6 сентября 2011 года № 398 «О социальной поддержке обучающихся».

Дополнительную инфор­мацию и консультационную помо­щь можно получить в структурных подразделениях учреждений образования, орга­низаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, которые осуществляют организационное управление процессом подготовки научных работников высшей квалификации.

Пресс-центр Министерства образования.