«В нашем коллективе, — замечает в разговоре директор Национального детского образовательно-оздоровительного центра «Зубрёнок» Надежда Онуфриева, — трудится много замечательных людей. К ним по праву относится и настроенная на созидание семья педагогов Королей. Работают творчески, живут дружно, не уклоняются от общественной жизни учреждения. Про Ольгу Ивановну и Александра Александровича могу сказать только хорошее».

Родительский дом Ольги находится в Брусах, и в ближайшую восьмилетку она бегала в деревню Узла. Там же ее мать, Зинаида Кирилловна, практически всю жизнь отработала учительницей начальных классов. Так что к учительству девчонка приучалась с детства. Пример добросовестного отношения к делу демонстрировал и отец, Иван Евстафьевич. Люди старших лет в Мяделе должны его помнить как добросовестного водителя и умелого электросварщика местной Райсельхозтехники. О многом говорит и тот факт, что Иван Точицкий за свою прилежную работу награжден орденом Трудовой Славы III степени, а за практическое увлечение изобретательством и внедрение рационализаторских предложений на производстве отмечен даже медалью ВДНХ. Из учебы в Узлянской восьмилетке Ольге запомнилось и то, как ученики с большим желанием и ответственностью ухаживали за памятниками уничтоженным фашистами в годы Великой Отечественной войны мирным жителям в Брусах, на хуторе Боровка. Активно участвовали также в создании школьного музея. Ходили с тетрадками в руках по деревням, внимательно слушали и записывали воспоминания фронтовиков, партизан, узников немецких концлагерей, собирали экспонаты.
Аттестат о среднем образовании Ольга получала уже в Мяделе, в школе №1. Здесь у нее окончательно сформировалось устойчивое увлечение физикой. Еще до выпускных экзаменов твердо знала, что будет поступать на соответствующий факультет Белорусского государственного университета. Такой выбор во многом объясняется тем, что уроки у них вела чудесный педагог Раиса Балюк. Раиса Ивановна умела увлечь своим серьезным предметом многих, она же затем на дополнительных уроках помогла и Ольге более основательно подготовиться к вступительным экзаменам в ведущий вуз страны. После вручения диплома Точицкая, как и хотела, получила направление на родную Мядельщину. В районном отделе образования ей выписали «путевку» в Старлыгскую базовую школу. Уроков физики до полной ставки не хватало, поэтому пришлось в некоторых классах преподавать математику. Сюда же получил направление и выпускник пединститута имени Горького Александр Король. Он тоже, можно сказать, из учительской семьи. Его мама Галина Васильевна директорствовала в Узболотской восьмилетке Воложинского района, являлась заслуженным учителем БССР, имела за большой вклад в развитие образования орден Трудового Красного Знамени. Отец, Александр Адамович, также был уважаемым человеком среди сельчан, работал машинистом паровоза на узкоколейке местного значения. Можно считать закономерным, что Александр по успеваемости был в своем классе одним из лучших. Эта же тенденция сохранилась и в Забрезской средней школе, куда подросток добирался за пять с половиной километров. В основном, если позволяла погода, на велосипеде. Теперь то ли в шутку, то ли всерьез замечает: «В такую дорогу не стоило отправляться за плохими оценками». Как бы там ни было, вместе с аттестатом зрелости Александр получил и золотую медаль. Поступать решил в педагогический институт имени Горького. Почему туда?
— В Белгосуниверситете на факультетах готовили по какой-то одной специальности: химии, биологии или географии, — рассудительно замечает в разговоре Александр Король. — Я же с самого начала настраивал себя на работу в сельской школе. Следовательно, для полной ставки, которая составляла 18 часов в неделю, одного предмета могло не хватить. Поэтому выбрал факультет, где давали диплом с правом преподавания биологии и географии. На распределении хотелось попасть в свою область, а когда подошла моя очередь во втором из шести десятков выпускников, оставался только озерный край. Так и очутился на Мядельщине, где нашел свою судьбу.
В Старлыгах начинающие педагоги не только познакомились, лучше узнали друг друга, но и решили создать семью. Правление местного колхоза имени Калинина, которое возглавлял Казимир Гапанович, выделило молодым специалистам жилье. Правда, дом был не новый, но Казимир Брониславович заверил Королей: «Мы сейчас активно строим более современные дома. Если останетесь у нас работать, один из них будет ваш». Но так уж случилось, что спустя четыре года Александр Александрович получил заманчивое предложение перебраться на должность заведующего учебной частью пионерского лагеря «Зубрёнок». До этого принял участие в районном конкурсе на лучшего педагога и занял первое место. Талантливого учителя заметили и достойно поощрили! Нужно сказать, что и в школе Александр Король отличался активностью, проводил много увлекательных мероприятий. Его ученики до сих пор вспоминают зимние походы на лыжах на Голубые озера или летние — на велосипедах по историческим местам Мядельщины. Что-что, а вот это не забывается и через десятилетия!
Администрация на новом месте работы Александра Короля встретила радушно. Спустя несколько месяцев нашлась здесь вакансия и Ольге Ивановне, им выделили в трехэтажном общежитии, которое накануне построили для сотрудников детского лагеря, целый блок со всеми удобствами. Со временем они себе построили в курортном поселке и просторную кооперативную квартиру. Вскоре молодая семья пополнилась «двойняшками». В их свидетельствах о месте рождения не совсем обычная запись: «пионерский лагерь «Зубрёнок». Теперь они уже взрослые, получили высшее образование, но, как говорится, по стопам родителей не пошли. Живут и работают в Минске: Даша — экономист-менеджер, Дима — инженер-проектировщик в строительстве. Не секрет, сегодня понятие «высшее образование» в нашем обществе слишком общее. Мне была интересна позиция по этому вопросу педагогов Королей. Их общую точку зрения отразил Александр Александрович:
— Прежде всего, акцент здесь нужно сделать на выбор молодым человеком своей профессии. Получение высшего образования традиционно считалось у нас престижным с советских времен. Теперь ситуация несколько иная. При этом нужно учитывать три определяющие: кем я хочу стать, могу ли и насколько буду востребован затем на рынке труда. Хотим мы того или нет, на первый план в нашей жизни выходит потребность общества в тех или иных кадрах. Можно получить диплом о высшем образовании и всю жизнь оставаться не у дел. Кто сегодня будет держать на работе ненужного специалиста и платить ему зарплату? Никто! Поэтому в безусловном выигрыше оказываются те, кто имеет дефицитную на рынке труда профессию. И становится уже не столь важно, где ее получил: в университете или лицее. Главное, что такой человек всегда будет в цене, иметь достойную заработную плату.
Учеба детей в «Зубрёнке» имеет свои особенности. Они сюда заезжают на оздоровление на 21 день. Некоторые поначалу считают, что на три недели могут отвлечься по полной и отдохнуть от школы. Но не тут-то было! Дело в том, что каждому ученику в дорогу домой выдается табель успеваемости, в который выставляют все его оценки. «Потерять» табель не получится, потому что следом могут отправить и дубликат. Но не это главное!Как считает Ольга Ивановна, большое преимущество у тех подростков, которые не расслабляются в учебе с первого дня. В отличие от обычной школы, где у «математички», кроме доски и мела, может ничего не быть, в «Зубрёнке» классы оснащены самым современным оборудованием.
— При проведении уроков, — рассказывает Ольга Король, — широко использую тот же многофункциональный мультиборд, что содействует более полному усвоению учениками материала. И те из них, кто серьезно относится к учебе, могут у нас значительно углубить знания по большинству предметов, выйти на новый уровень самоподготовки.
С оттенком романтики проходят также занятия по биологии Александра Короля. Особой популярностью у детей пользуются образовательные экскурсии по окрестности озера Нарочь. Неподдельный интерес вызывает у ребят также здешний мини-зоопарк, небольшие грядки, где растут овес и морковь, огурцы и помидоры, петрушка и лук… Некоторые из детей всё это видят наяву впервые в жизни.
Нередко случается, что при завершении смены дети предлагают Ольге Ивановне и Александру Александровичу: «Приглашаем вас вести такие захватывающие уроки в нашу школу». И это, пожалуй, высшая оценка их нелегкого педагогического труда по умелому и эффективному обучению подрастающего поколения.

Павел Жуков.

Фото автора.