При проверке школ выявлены недостатки

818

Одной из актуальнейших задач государства и системы образования является сохранение и укрепление здоровья школьников, их обучение и развитие способностей каждого ребенка как личности. Немаловажную роль в решении этих задач имеет создание надлежащих условий для обучения детей и укрепление материально-технической базы школ. Ежегодно бюджет тратит колоссальные средства на сохранение и улучшение состояния учреждений образования. Главой государства поставлена задача обеспечения надлежащих условий для образования детей, поскольку они — будущее страны, а вложение денежных средств в их образование — лучшие инвестиции.
В рамках выполнения поручения Главы государства под руководством Комитета государственного контроля в области, как и во всей стране, в ноябре-декабре 2019 года работали межведомственные рабочие группы в составе отдельных подразделений Миноблисполкома, государственных органов (МЧС, УВД, ЖКХ, госстройнадзора и госэнергонадзора, санэпидемнадзора и других). Комитетом организована и проведена «горячая линия» по указанной тематике.
Рабочие группы обследовали 512 школ Минщины и провели анализ обеспечения в них безопасного пребывания детей: от наведения элементарного порядка до оценки работоспособности конструкций зданий и сооружений, инженерных систем, состояния учебных кабинетов и лабораторий, спортивных объектов, организации пропускного режима, подвоза и передвижения школьников, освещения территорий вблизи школ и соблюдения противопожарных и санитарно-эпидемиологических правил.
По результатам мониторинга выявлено свыше 4000 нарушений и недостатков, в установленном порядке выданы рекомендации по их устранению, исполкомами оперативно ограничен доступ к аварийным объектам и приняты меры по исправлению ситуации в системе содержания школ. К дисциплинарной ответственности привлечено 175 должностных лиц, к административной — 23.
Для разрешения большинства выявленных недочетов дополнительных источников финансирования не требовалось, а руководству нужно было организовать системную работу и контроль за надлежащим исполнением работниками должностных обязанностей.
Поскольку многие здания учреждений образования построены в 60-70 годах прошлого века, выявленные дефекты и повреждения обусловлены длительностью их эксплуатации без своевременного проведения капитальных ремонтов и наличием скрытых строительных дефектов.
По результатам их оперативного обследования специализированными организациями в одной из школ Вилейского района запрещена эксплуатация помещения для приема пищи, доступ к нему ограничен.
Большинство нарушений по содержанию систем электро- и теплоснабжения школ не препятствовали их эксплуатации, но могли привести к созданию опасных условий (несвоевременная очистка устройств и щитков, отсутствие бирок и предупреждающих знаков на кабелях и муфтах, непроведение испытаний средств защиты, неисправность и неправильность настройки систем автоматического регулирования тепла и другие). Оперативно устранены 506 из 777 нарушений, по остальным принимаются меры.
Также быстро пресечены 115 упущений в части пожарной безопасности (неисправность средств противопожарной защиты, пожаротушения, внутреннего противопожарного водоснабжения, автоматической пожарной сигнализации, отсутствие систем оповещения о пожаре и подаче сигнала на пункт диспетчеризации МЧС и другие).
Безопасность функционирования отдельных школ требует проведения усилительных мероприятий. Так, территории 56 школ полностью не ограждены, отдельные — не оборудованы управляемой системой контроля доступа и запорно-переговорными устройствами, ручной системой тревожной сигнализации, системами видеонаблюдения. Не везде организовано безопасное передвижение школьников с устройством зоны высадки и посадки пассажиров, оборудованием дорожной разметкой и знаками «Дети».
Нарушения санитарно-эпидемиологических норм в 441-й из 512-ти школ связаны с ненадлежащим состоянием их помещений (дефектами покрытия стен, потолков, полов) и территорий, механической вентиляции, систем водоснабжения и искусственного освещения, несоблюдением воздушно-теплового режима, изношенностью мебели и несоблюдением требований по проведению занятий в производственных мастерских.
Мониторингом вскрыты и другие различные системные нарушения в деятельности учреждений образования: невыполнение нормативов социальных стандартов по обеспечению учащихся общей площадью общеобразовательных учебных заведений, необновление школьного автопарка, невыполнение замены разбитых оконных стекол и захламление подвальных и чердачных помещений.
Например, в отдельных школах Минского, Солигорского и Борисовского районов, двух областных учреждениях общего среднего образования неправильным образом хранилось свыше 7200 отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп, что создавало угрозу безопасности учащихся (по предложению Комитета незамедлительно приняты меры по упорядочению их хранения и утилизации).
В целях совершенствования работы по обеспечению безопасности учреждений образования и исключения возникновения чрезвычайных ситуаций Миноблисполкомом совместно с Комитетом госконтроля области и с участием руководителей областных контрольных (надзорных) органов проведено рабочее совещание с заместителями председателей райисполкомов, курирующими социальную сферу, начальниками управлений по образованию, спорту и туризму, директорами школ, на котором даны поручения по устранению в установленные сроки нарушений, выявленных в ходе мониторинга учреждений общего среднего образования Минской области.
Управление контроля бюджетно-финансовой сферы
Комитета государственного контроля Минской области.