Ход выполнения Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.2012 г. № 218 «Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2012-2016 годы

316

Ход выполнения Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.2012 г. № 218 «Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2012-2016 годыДЕКРЕТ Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее — Декрет) стал первым нормативным актом, призванным комплексно, с привлечением органов государственной власти, трудовых коллективов и общественных организаций решать проблему социального сиротства. Его принятие стало серьезным шагом в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за их воспитание.

Со вступлением в силу с 1 января 2007 года Декрета ситуация стала меняться. Процесс выявления и учета детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите, приобрел системность, а родители, уклоняющиеся от выполнения своих обязанностей, приобрели статус лиц, обязанных возмещать средства, затраченные государством на содержание детей.Декрет регулирует вопросы изымания ребенка из неблагополучной семьи, утверждения плана защиты его прав, определения его на государственное обеспечение, принятие мер воздействия на родителей в целях изменения их поведения, и обеспечения возмещения ими средств на содержание детей и, в конечном итоге, на реабилитацию и восстановление семьи.

На первой стадии семейного неблагополучия дети признаются находящимися в социально опасном положении. К ним относятся несовершеннолетние, которые:

— воспитываются в семье, где родители недобросовестно относятся к выполнению обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеству, азартным играм;

— находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;

— являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;

— оказались в других неблаго¬приятных условиях, экстремальных ситуациях.

Предусмотренные данным нормативным актом меры помогли значительно уменьшить для детей риск оказаться в неблагоприятной жизненной ситуации.

Сформирована межведомственная система выявления детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите. Это органы образования, здравоохранения, правоохранительные органы, а также простые граждане, не равнодушные к бедам чужих детей.

При поступлении информации в школы, детские сады, социально-педагогический центр о признаках неблагополучия в семье, учреждением образования, в котором учится или воспитывается ребенок, проводится изучение положения несовершеннолетнего, обследование его условий жизни и воспитания.

Если обстановка в семье ухудшается, то ребенок признается нуждающимся в государственной защите и временно (на срок не более 6 месяцев) изымается из семьи и, как правило, помещается на государственное обеспечение в детский социальный приют.

Согласно Декрету, с момента отобрания детей родители становятся лицами, обязанными возмещать расходы по содержанию детей. Их называют обязанными лицами. Обязанными лицами также становятся родители, у которых дети отобраны на основании решения суда без лишения родительских прав; если родители находятся в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей; отбывают наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста. Забронированы места для трудоустройства этой категории лиц. Отслеживается отработка ими рабочего времени. Предусмотрены принудительные меры трудоустройства и выходов на работу.

На 1 августа 2013 года в Минской области проживает 5780 обязанных лиц, из них 79,7 процента возмещают расходы. Не возмещают расходы 1171 обязанное лицо, из них 215 находятся в розыске, 914 лиц отбывают наказания, 94 находятся в социальном отпуске по уходу за ребенком, 142 находятся за пределами Республики Беларусь, остальные не уплачивают по другим основаниям. Все они находятся на контроле.

Возмещать государству расходы по содержанию детей непростая задача, так как суммы на их содержание постоянно увеличиваются, а заработные платы обязанных лиц невелики по причине отсутствия у них специальности и квалификации, а также прогулов. Однако объем возмещения государству средств увеличился. За время действия Декрета подлежит взысканию почти 140 млрд руб., взыскано около 81 млрд руб. Это 60,4 процента (2009 год — 54 процента).

За 2013 год начислено для возмещения 29,8 млрд рублей, возмещено средств — 19,1 млрд рублей. По состоянию на 1 августа 2013 г. процент возмещения расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, составлял 66,3.

Имеются случаи, когда родители, желающие вернуть детей, добросовестно трудятся и выплачивают деньги на их содержание. 490 обязанных лиц выплачивают расходы в полном объеме добровольно.

Надо отметить, что если государственные органы видят, что родители способны и желают измениться, восстановиться в родительских правах, детей возвращают и пересматривают вопрос о возмещении расходов. Суды освобождают родителей от выплат, чтобы не создавать сложное материальное положение в семье и дать шанс родителям реабилитироваться, самостоятельно заботиться о своих детях.

Реализация основных положений Декрета № 18 позволила всколыхнуть целый пласт социально-неблагополучных семей и, работая на профилактику социального сиротства, стабилизировать ситуацию с преступностью несовершеннолетних.

На протяжении 6 лет количество преступлений и правонарушений несовершеннолетних стабильно уменьшается: с 1091 факта в 2007 г. до 558 в 2012 г. Тенденция по снижению (-45,2%) сохранилась и по итогам первого полугодия 2013 г.

Принимаемые меры по реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», направленные на обеспечение безопасности детей, повышение ответственности родителей за их воспитание, защиту прав и интересов несовершеннолетних, проживающих в социально опасных условиях, не являются достаточными и исчерпывающими. Требуется большая совместная работа всех заинтересованных структур, общественности, семьи, чтобы минимизировать проблему социального сиротства.

Отдел идеологической работы райисполкома при содействии Минского облисполкома (подробный материал на официальном сайте Мядельского райисполкома www.myadel.gov.by).