Как совместить учебу и досуг?

67

Детство — период в жизни человека, когда закладываются основы его будущего здоровья, личностного развития, образования. Насколько крепким будет фундамент, зависит от многих факторов, в том числе
от эффективной организации времени и оптимального распорядка дня.

Для гармоничного развития и укрепления здоровья у ребенка ежедневно должно быть достаточно времени для прогулок на свежем воздухе, физической активности, пассивного отдыха и сна. Удачно вплести в этот «узор» учебу в школе, выполнение домашних заданий, развивающие кружки, занятия по интересам — тот еще квест, который каждый год с приходом сентября предстоит решать родителям и детям.
Как режим дня влияет на здоровье и развитие ребенка? Что обязательно следует учесть при составлении распорядка дня, особенно у детей начальных классов? И как в действительности организовано время у большинства современных школьников?
Режим дня — это спланированная последовательность и продолжительность различных видов деятельности в течение суток. Однако в современных реалиях различные виды деятельности, их последовательность и продолжительность имеют весьма своеобразное выражение.

Стремительное развитие информационных технологий существенно изменило условия роста и развития подрастающего поколения. Большинство современных детей не представляет жизнь без электронных гаджетов, отлично в них ориентируется, много времени проводит в интернете. Современные родители стремятся обеспечить детям наилучшее образование, поэтому нередко уже младшие школьники помимо основных школьных предметов дополнительно изучают иностранные языки, основы программирования и робототехники.

Глобальная «компьютеризация» не могла не отразиться и на досуге современных детей.

Исследования, выполненные в разных странах мира, свидетельствуют о том, что свободное время нынешних детей и подростков всё чаще не связано с физической активностью, как это было еще пару-тройку десятков лет назад. Предпочтение отдается играм на компьютере и смартфоне, просмотру видеороликов и телевизионных передач, общению в социальных сетях и мессенджерах. Вместе с тем гиподинамия, ежедневное длительное использование электронных устройств сами по себе негативно сказываются на развитии детей. А в сочетании с высокими умственными нагрузками в течение учебного года в разы увеличивают риск развития нарушений в состоянии здоровья.

Особенно непросто приходится детям начальных классов.
Рациональная организация времени и распорядка дня для младше­классников — фактически залог успешной адаптации к школе, сохранения и укрепления здоровья. Но что мы имеем в реальности?
Чтобы определить основные характерные черты режима дня современных школьников, в разных городах Беларуси был проведен опрос учеников младших классов. Всего в исследовании приняли участие 1300 детей в возрасте от 6 до 10 лет. Оказалось, что практически половина из них проводит на свежем воздухе менее двух часов в день. На прогулки времени нет, а на гаджеты — есть!
Занятия, которые требуют усидчивости, высокой концентрации внимания, умственного напряжения, могут справедливо рассматриваться как фактор риска нарушения осанки и зрения в связи с дополнительными зрительными и статическими нагрузками.
И, наконец, серьезная проблема, которая имеет тенденцию к возрастанию — недостаток сна у современных школьников.

Учебная нагрузка, которая включает выполнение домашнего задания и дополнительное образование, а также длительное ненормированное еже­дневное использование гаджетов создают дефицит времени, который приводит к сокращению (или полному отсутствию) прогулок на свежем воздухе и недостатку ночного сна. А это прежде всего ставит под удар здоровье ребенка, его физическое и психическое благополучие в будущем. Задача родителей — продумать распорядок дня и всячески помогать школьнику его придерживаться.

Планируя режим дня школьника, необходимо соблюсти ряд основных моментов:
 организовать 4-5-разовое питание с интервалами между приемами пищи не более 3,5-4 часов;
 отход ко сну должен быть не позднее 21:00-22:00, продолжительность ночного сна не менее 9 часов (оптимально — от 9 до 11) для школьников младших классов, не менее 7-8 часов — для детей старше 10 лет. Для 6-летних детей необходимо предусмотреть дневной сон;
 продолжительность прогулок на свежем воздухе должна составлять не менее двух часов в день, при этом включать различные виды двигательной активности (ходьба прогулочным шагом, подвижные игры и т. д.);
 ограничение «экранного времени» (для детей начальной школы — не более 1 часа в день);
 утренняя гимнастика должна стать такой же привычкой, как утренние гигиенические процедуры. Даже 5-10 минут несложных упражнений помогают улучшить настроение и работоспособность ребенка.

Планируя режим дня, основные и дополнительные учебные нагрузки, родителям важно не забывать, что в детском возрасте закладывается не только фундамент образования, но и основы его физического и психического здоровья. А значит, ежедневно у ребенка должно быть достаточно времени для прогулок, подвижных игр, отдыха и сна.

Ольга Пусько, помощник врача-гигиениста райЦГиЭ.