Подготовьте судно к техническому освидетельствованию

158

С наступлением весеннего периода судовладельцы начинают готовить свои маломерные суда для предстоящего навигационного периода. Подготовленное и оснащенное всем необходимым судно обеспечит безопасное плавание.

Согласно нормативных документов проводится ежегодное техническое освидетельствование маломерных судов с целью определения их пригодности к эксплуатации. В связи с этим хочется напомнить ряд требований по обеспечению технической безопасности маломерных судов. В период с 2020 и по 2021 год МЧС Республики Беларусь приняло ряд документов в области безопасной эксплуатации маломерных судов. Так в соответствии с Правилами по обеспечению технической безопасности, утвержденными Постановлением МЧС Республики Беларусь от 16 апреля 2014 г. N 11 с внесенными в них изменениями от 19.06.2020 и от 15.09.2021 имеется ряд новых требований. Так все маломерные суда должны быть оборудованы блоками плавучести (как правило, из пенопласта) или воздушными ящиками. Размещение блоков: в кормовой трети корпуса — 50%; в районе миделя по бортам судна ближе к палубе — 25%, в носу под палубой — 25%. Данное особенно касается судов индивидуальной постройки из дерева, фанеры, металлических листов. Суда заводского изготовлены должны иметь блоки плавучести согласно технических условий судостроения по каждому типу судна.

На маломерных судах должны быть предусмотрены средства противопожарной защиты и пожаротушения, водоотливные средства. Палубные маломерные суда комплектуются водоотливными средствами согласно приложению 2 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012), а именно – одним насосом с ручным приводом. Беспалубные маломерные суда комплектуются водоотливным насосом либо черпаком, изготовленным из нетонущего материала.
Маломерные суда, за исключением гребных, парусных судов и гидроциклов, должны быть  укомплектованы   огнетушителем (порошковым или углекислотным) с массой огнетушащего вещества не менее 2 кг. Средства противопожарной защиты и пожаротушения, водоотливные средства должны быть в исправном состоянии.
Маломерные суда, за исключением гидроциклов, должны иметь аптечку первой помощи универсальную с перечнем вложений, установленным Министерством здравоохранения, комплект (не менее двух) весел с уключинами. Допускается замена одного весла на багор-весло.

 

 

Владельцам парусных судов особенно нужно помнить об оборудовании судна судовыми огнями, звукосигнальными устройствами для подачи звуковых сигналов. Маломерные суда, не имеющие в связи с конструктивными особенностями возможности нести звукосигнальное устройство, должны быть укомплектованы рожком или свистком. В обязательном порядке все суда комплектуются индивидуальными спасательными средствами (промышленного изготовления) по количеству людей на борту.

И конечно же каждое судно должно иметь хороший внешний вид, качественное лакокрасочное покрытие. Нанесенный на левый и правый борта судна регистрационный номер должен быть хорошо виден и читаем.
Подготовленное судно предоставляется на участок Государственной инспекции по маломерным судам для проведения технического освидетельствования. В случае возникших определенных трудностей по доставке судна для осмотра имеется возможность на транспорте судовладельца или транспорте ГИМС, при наличии такой возможности, осуществить платную услугу по выезду инспектора по маломерным судам на место нахождения маломерного судна с целью проведения его технического освидетельствования, осмотра и иных действий.

Обращаю внимание, что для осуществления данной услуги судовладельцу необходимо направить письмо с заявкой на имя начальника Государственной инспекции по маломерным судам Республики Беларусь, где бухгалтерией будет произведен соответствующий расчет стоимости услуги. Данная услуга предоставляется судовладельцу после предварительной оплаты. Техническое освидетельствование маломерных судов проводится в следующие сроки: с года выпуска всех судов которых прошло 10 и более лет, — один раз в год, с года выпуска гребных судов которых прошло менее 10 лет, включая год выпуска, — один раз в 5 лет, с года выпуска моторных судов которых прошло менее 10 лет, включая год выпуска, — один раз в 3 года, с года выпуска иных маломерных судов и гидроциклов которых прошло менее 10 лет, включая год выпуска, — один раз в 2 года. Всю вышеуказанную информацию по данному вопросу можно найти для изучения и расширения своего кругозора на сайте МЧС Республики Беларусь в разделе «Государственная инспекция по маломерным судам».

При стечении неблагоприятных погодных, других обстоятельств и пренебрежении правилами эксплуатации маломерных судов происходят несчастные случаи с тяжелыми последствиями. Достаточно вспомнить гибель в 2020 году на озере Нарочь судоводителя – моториста и совсем молодого специалиста в рабочее время. Неисправное судно — выброшенный кормовой бак плавучести, удаленная кормовая переборка, отсутствие спасательного жилета у судоводителя и разыгравшийся шторм на озере Нарочь стали причиной трагедии. Время для подготовки к навигации еще есть. Не нужно торопиться. Необходимо добросовестно отнестись к подготовке своего маломерного судна. Ведь многие предоставляют его в пользование своим знакомым, друзьям, детям. Прежде всего нужно думать о безопасности. Помните, что всех ждут дома.

Государственный инспектор по маломерным судам Мядельского участка Дмитрий Чернявский