«Для нас рыба – как деньги для кассира». Как в Нарочанском крае ведут промысел рыбы
За мной, читатель! Я расскажу тебе, откуда в холодильные витрины магазина Нацпарка «Нарочанский» приплывает угорь. Где вырос 10-килограммовый сазан с фото. А главное – познакомлю с людьми, для которых невод – не малопонятное слово из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», а привычное орудие труда. Поехали!
Наша цель – юго-западный берег озера Свирь. Оттуда сегодня вечером на промысловую добычу отправилась рыболовецкая бригада Нацпарка «Нарочанский». Ну а пока мы добираемся из Мяделя, читаю в интернете: «Озеро Свирь расположено на окраине г. п. Свирь. Площадь – 28,3 квадратного километра, максимальная глубина – 8,7 метра. Наибольшая длина – 14,1 километра, ширина – 2,3. Озеро входит в состав Нацпарка «Нарочанский», поэтому разводить костры и ставить палатки можно только в специально отведенных местах». Да ладно, мы и не планировали. Ага, и на рыбную тему пишут: «Помимо обычных видов (щуки, леща, плотвы, линя и др.) здесь обитает угорь».
Вот мы и на месте. Нас встречают водители Нацпарка Александр Раговский и Зенон Терез. Александр привез и увезет рыболовецкую бригаду. Ну а задача Зенона – быстро доставить улов на склад в деревне Черевки. Мужчины рассказывают, что летом промысловый лов всегда ведется вечером. Ведь днем жара, рыба бы могла испортиться. Так что для бригады вполне себе обычное дело встретить полночь на озере. Сегодня же специально для нас, чтобы смогли хоть что-то сфотографировать до наступления полной темноты, она работает на близких тонях и должна вернуться пораньше. В половине одиннадцатого.
На озере, может, и светло еще, а на лесистый берег опускаются сумерки. Комары всё злее… «Хуже всего – ждать и догонять», – говаривали когда-то предки. Не поспоришь!
Слышится звук мотора. Наконец-то! И вот люди уже переносят с катера на берег улов. Бригадир Николай Карпицкий взвешивает рыбу и заносит цифры в документ первичного учета. Как справляется в полумраке? На голове у него фонарик наподобие шахтерского – такие есть у каждого, кто работает на рыболовецкой платформе. Точность взвешивания отслеживает ведущий инженер отдела охраны животного мира и водоемов Нацпарка Виктор Минковский. Сегодня вся работа бригады под его контролем.
Что по улову? Много лещей, окуни, плотва. От невода не ускользнул и один угорь. А вот и сазан весом 10 килограммов! С ним хорошее фото должно получиться.
– Бригадира сфотографируйте, заслужил за столько лет работы, – говорят рыбаки.
Вспышка выхватывает Николая Николаевича из полумрака… Вот оно, заветное фото на первую полосу!
Бригадир суммирует результаты взвешивания. 448 килограммов!
– Это хороший улов? – интересуемся у рыбаков.
– Хороший для фотографирования, – отвечают. – Рыба крупная. Вчера еще больше поймали, но мелочи много было. А сегодня мелочи нет вообще.
– От чего же зависит улов? – спрашиваю.
– Преимущественно от тони. У каждой – своя глубина, своя рельефность.
Рыба погружена, бригадир завершает заполнение документов.
Знакомимся с рыболовецкой бригадой. Под началом Николая Карпицкого работают рыбаки Валентин Сапронович, Владимир Карпицкий, Геннадий Войнилко, Иосиф Гутович, Иван Кислый, Василий Разновский и моторист Денис Самусёнок. Есть документы профессионального рыболова и у знакомого нам водителя Александра Раговского. Случись кому заболеть – заменит на рыболовецкой платформе. В бригаде нет безусых юношей – самому молодому рыбаку 51. Многие занимаются промысловой добычей со времен рыбхоза, когда и Нацпарка еще не было. А бригадир у них старший не только по должности, но и по возрасту: в этом месяце ему исполнится 71 год! Местный, уроженец Свири. После школы окончил мореходку, работал в Эстонском морском пароходстве. Кто знает, как долго бы еще бороздил морские просторы, но поехал в Ростов к родственникам. Там и встретил девушку своей мечты, женился. Привез молодую жену в Свирь. Любовь Ивановна не захотела мириться с жизнью в режиме «Я на суше, ты на море». И Николай и вернулся в родной поселок, к берегам с детства знакомого озера. Было это в 1985 году.
– Любите ли посидеть с удочкой в свободное время? Какая рыба сама вкусная? Что из нее лучше приготовить? – засыпаем вопросами в общем-то неразговорчивых рыбаков.
У каждого свой ответ. А потом кто-то из них – в темноте ведь и не разберешь – говорит:
– Да что вы нас о рыбе спрашиваете? Рыба для нас – как деньги для кассира. Держим в руках, но она же не наша.
Наталья ЛИСИЦКАЯ
Фото Инны ЯРЧАК
СЛОВАРИК
Невод – крупное сетное отцеживающее орудие лова, состоящее из сетного полотна и канатов, применяющееся для ловли рыбы в больших количествах. Принцип действия основан на обметывании скоплений рыбы и вытягивании сети с уловом на борт судна.
То́ня, тонь – место в водоеме, на котором производится лов рыбы неводом или другими рыболовными снастями.
Игорь Бернякович, инженер по добыче рыбы Нацпарка “Нарочанский:
— Рыболовецкая бригада Нацпарка работает на озерах Свирь, Вишневское, Баторино, Мястро, Мядель, Большие Швакшты. В летне-осенний период добыча рыбы ведется неводом. В апреле-мае угреловушками отлавливаем угря. Ну а зимой ведем подледный лов при помощи сетей. Объем вылова рыбы на водоемах строго регулируется нормативными документами – нельзя выловить больше, чем определено квотами. Контроль за соблюдением требований осуществляет Мядельская межрайонная инспекция охраны животного и растительного мира.