27 лет был директором Занарочской школы, 7 – парторгом в колхозе. Узнали, как бывший руководитель живёт на пенсии
Мой собеседник — житель агрогородка Занарочь Константин АСАЕВИЧ.
Дело, о котором мечтал
— Константин Андреевич, что было самым трудным в работе директора школы?
— Хозяйственные вопросы. Сейчас за отопление отвечает жилищно-коммунальное хозяйство, а тогда это всё было на директоре. Портились насосы, электромоторы – надо было самому искать. Выручали соседи – колхоз и «Зубрёнок». Тогдашний директор «Зубрёнка» Николай Александрович Жук прежде был заведующим райОНО, он меня на работу учителем в Пузырёвскую среднюю школу принимал, а потом директором в Занарочь назначил. А председатель колхоза «Путь к коммунизму» Антон Алексеевич Стома как помогал! У нас же в штате не было сантехников и электриков – все эти вопросы закрывал колхоз. И транспорт давал, и даже три или четыре года бесплатно кормил учеников. Здание, в котором сейчас детский сад, колхоз под школьный интернат отдал.
— Оставляла ли директорская работа время на хобби?
— Нет – ни на рыбалку я не ходил, ни на охоту. Дома держали корову и свиней, но хозяйство тянула преимущественно Глафира Николаевна, жена. Школа была для меня главным, ей отдавал себя полностью. Надо же и к урокам было подготовиться – преподавал историю и обществоведение. Планы всегда писал. Если не очень подробные, то хотя бы тезисные. Перед коллегами же стыдно: как это, чтобы у директора и планов не было? Я мечтал стать учителем и счастлив, что работал в этой отрасли. Когда ушёл на пенсию, еще много лет мне снилась школа.
Константин Асаевич – отличник народного образования БССР
— Недавно в Занарочи возвели новую школу. Когда старую сносили, что вы чувствовали?
— Трудно было, даже слезы текли – будто это мой дом сносили. Хотя понимал, что старые стены отслужили свое.
Жаль отдельного здания начальной школы. Его возводили хозспособом – перевезли бывшую семилетку из Пильковщины. Фактически колхоз нам ее построил. Со сварщиками, которые работали на возведении «Нарочанки», я договорился, чтобы сделали отопление. А утеплить теплотрассу было нечем. Поехал на прием к председателю райисполкома Дубовику просить помощи. Он позвал заместителя по строительству. Тот говорит: «Ну, можно торфом засыпать…» Нет, думаю, спасибо. Вернувшись в Занарочь, рассказал. Назавтра минские шефы привозят машину плит, машину утеплителя. Работники, подъемный кран – укладывают, закрывают. Подключили отопление!
Думаю, напрасно это здание снесли – оно бы еще полвека простояло. Там же все условия, коммуникации подведены – можно было бы, к примеру, сделать квартиры учителям.
В шахматы с компьютером
— Как считаете, стоит ли уходить с работы сразу, как только достигнешь пенсионного возраста?
— Всё индивидуально. Я на пенсии четыре года побыл директором и сказал: «Хватит!» И еще год учителем поработал. А вот моя Глафира Николаевна до 70 лет химию и биологию преподавала.
В 2025-м у Асаевичей было три юбилея: 85 лет исполнилось Константину Андреевичу, 80 – Глафире Николаевне и 60 – их семье.
— Что делаете на пенсии?
— Лет 15 занимался домом минчанина в Занарочи – как он шутил, был управляющим делами дачи. Помогал ему организовать подведение газа, электричества, канализации и т. д.
Сейчас в шахматы с компьютером играю, автомобиль вожу. В доме время от времени что-то подремонтировать надо. Летом – траву на участке скосить, по хозяйству Глафире Николаевне помочь.

Дети приезжают, внуки. Дочь также педагог – физик-математик. У сына свой бизнес – грузоперевозки. Имеем шесть внуков, все они получили высшее образование.
Что еще делаю? Время от времени с односельчанином Сашей Усовичем на гармошках играем – у него целая коллекция. С друзьями-пенсионерами дни рождения отмечаем.
Бываю в Новиках, где прошло детство.

С одноклассниками встречаемся – правда, мало уже нас осталось.
— Хватает ли пенсии?
— Хватает. Нам же особо ничего не надо. Да ещё Глафира Николаевна огород сажает, кур держим.
Рекомендуем