Рыбак из Мяделя рассказал о памятных трофеях, ценах на путёвки и суевериях
Ох, и непросто было уговорить на интервью мядельского рыболова-любителя Дмитрия МАЛЬКО. «Зачем обо мне писать? — говорил он. — Есть гораздо более успешные рыбаки. А что я? Просто занимаюсь любимым делом на пенсии». И только когда пообещала написать и о других, согласился ответить на несколько вопросов. При условии, что это будет «совсем маленькая статья».
Об уклейке, щуке и судаке
— Дмитрий Анатольевич, вы родом из деревни Новики, не на озере выросли. Давно ли увлеклись рыбалкой?
— В детстве ездил на велосипеде за полтора километра на Узлянку удить уклейку и пескарей. Как ловят рыбу неводом, увидел только старшеклассником на свадьбе у двоюродного брата в Неверах. На второй день гости захотели ухи. Местный принёс невод, и пошли на Узлянку. Взрослые гости (кто-то был и в белой рубашке) тащили невод по реке. А мы, подростки, бегали по берегу, смотрели. Это было 51 год назад.
— Вернёмся к настоящему. Где, как, когда рыбачите сейчас?
— Где — на Швакштах, Мястре, Баторине. Как — удочкой и троллингом. Когда — я на заслуженном отдыхе, времени достаточно. Достигнув пенсионного возраста, доработал до конца контракта и новый заключать не стал. Решил заняться увлечениями, в числе которых и рыбалка. Моторную лодку купил уже на пенсии — до этого была обычная вёсельная.
— Какие самые памятные трофеи?
— Свою самую большую щуку — семь килограммов — поймал на Швакштах. Недавно на Баторине был очень приятный трофей — судак весом более четырёх килограммов. Повезло: считается, что сейчас на этом озере их невозможно поймать удочкой или троллингом. Сфотографировал его прямо на весах.


О цене вопроса и рыбацких суевериях
— Рыбалка – дорогое удовольствие?
— Купить всё необходимое с нуля – да, дорого. Но ведь это приобретается постепенно. Право на рыбалку и вовсе дёшево стоит: нацпарк даёт местным жителям льготу. Заплатил 10 рублей – и лови удочкой целый год, 20 рублей – троллингом с маломерных судов. Я ещё и охотник – а вот это действительно дорого, никаких льгот нет. Отдал 200 рублей за путёвку на зайца – это гораздо больше, чем платят охотники в соседних районах за пределами нацпарка. Дорого, но что поделаешь – люблю походить по лесу с собакой. Для души – не для мяса. Нацпарк знает, что с охотников можно взять денег: имея ружья и собак, они не откажутся от любимого дела из-за того, что путёвка дорого стоит.
— Но давайте снова о рыбалке. Окупились ли затраты на лодку и снасти?
— Никогда об этом не думал. Скорее всего, нет: я не продаю рыбу. Жена делает котлеты из больших щук. Сын коптит рыбу – получается очень вкусно. Улова хватает на всё: жарим, уху варим, консервируем в автоклаве. Рыбу, считай, не покупаем. Разве что иногда копчёную скумбрию.
— Жена не против вашего хобби? Вы занимаетесь любимым делом, а ей чисти рыбу…
— Не против. Вот и на моторную лодку денег из общего бюджета не пожалела. И вообще, хорошо с ней живём, чем дальше – тем дружнее. А рыбу обычно сам чищу. Во дворе – чешуя летит во все стороны. Только зимой, когда приходится чистить рыбу дома, это берет на себя жена: у неё аккуратнее получается.
— Не могу не спросить… Слышала, если по дороге на озеро остановит ГАИ и отпустит без штрафа, то дневной запас удачи истрачен и рыба клевать не будет. Правда? И вообще, верите ли рыбацким суевериям? Придерживаетесь ли?
— В основном придерживаюсь, но отношусь к этому не очень серьёзно. Насчёт приметы с ГАИ ничего сказать не могу — со мной такого не случалось. Правда, когда возвращался с озера со своей самой большой щукой, меня через сплошную линию подрезал другой водитель. На этом его поймала ГАИ, а меня взяли свидетелем. Но это же не такой случай.

Рекомендуем