«Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счете обходятся не менее дорого, чем ошибки врачей»… Когда студент-практикант 4-го курса педуниверситета Казимир Завадский готовился к своему первому пробному уроку, мысленно повторял эту фразу. Говорит, больше всего боялся детского равнодушия и потухших глаз. Сегодня за плечами у Казимира Валерьевича, учителя химии и биологии Занарочской средней школы, — 8 лет стажа, а он по-прежнему входит в класс, будто в первый раз: с теми же мыслями и с таким же желанием заинтересовать, увлечь юные пытливые умы.
Веселый звонок позвал ребятню на уроки. Быстро разложив на партах книги и тетради, десятиклассники уселись за парты. Казимир Валерьевич не торопит, не делает замечания: он начнет новую тему лишь тогда, когда увидит огонек интереса в глазах всего класса. Без этого даже самый интересный материал «пройдет мимо»: не зацепит, не увлечет.
— Важно и самому любить то, чем занимаешься. Дети уникальные, они на каком-то подсознательном уровне чувствуют фальшь, и если поймут, что тебе неинтересно, что ты пришел на урок, чтобы отсидеться — реакция будет аналогичной. Это я усвоил, еще сам будучи школьником. Химию просто обожал: спасибо моему учителю! В 11-м классе точно знал, что буду или педиатром, или учителем химии. И вот я у доски, а на столе учебники и лабораторные тетради, — смеется Казимир Завадский. Урок окончен, и мы можем немного побеседовать с молодым педагогом.
Учитель не скрывает: путь в профессию был непростым. Сначала его, 20-летнего студента 3-го курса, фактически «бросили в полымя»: отправили вожатым в детский оздоровительный лагерь. Да еще поставили присматривать за взрослыми.
— Мне самому едва стукнуло 20 лет, а воспитывать надо 17-летних! Ничего, справился! Даже получил «десятку» по практике. Четвертый курс был еще насыщеннее: почти месяц вел химию и биологию в 8-м классе минской школы. Мне достался 8 «Г»: замечательные, сильные, мотивированные ребята. Их интерес и любовь к предмету были для меня поддержкой.
Пятый курс пролетел, как один день — и вот уже молодой специалист Казимир Завадский едет на малую родину, в Мядельский район. Распределили вчерашнего выпускника в Свирский УПК детский сад-среднюю школу. Этот был ценный опыт, говорит педагог: именно здесь он на практике усвоил все то, что до этого знал лишь в теории.
— Я ведь приехал совсем «зеленым». Дали классы: веди химию и биологию. Но не так все просто. Это дети: у одного не получается, другой не понимает, третий вообще считает, что химия или биология ему не нужны. А надо увлечь, заинтересовать, найти подход. И к каждому ребенку он свой. Не смотри, что там у тебя в дипломе написано «преподаватель». Ты еще и психолог, и друг, и воспитатель. Или так — или никак.
Какое-то время Казимир Валерьевич работал учителем химии в Нарочской СШ № 2. Потом по семейным обстоятельствам на три года уехал в Минск, где нашел место преподавателя в столичной школе. Педагог в шутку говорит, что эта «минская школа стала для него настоящей школой жизни».
— Из маленького населенного пункта переехать в крупный город — это уже серьезное испытание. К тому же столичные дети более избалованные и требовательные: обычная лекция у доски в течение 45 минут их не заинтересует. Перестанут слушать уже на 3-й минуте. Приходилось импровизировать, фантазировать, даже проявлять творчество! Дети потом подходили и признавались, что удивлены, какой занимательной может быть химия.
Вот за эту импровизацию, оригинальность и доброе сердце Казимира Валерьевича любят и его нынешние воспитанники, ученики Занарочской средней школы Мядельского района. Здесь он работает с начала учебного года: ведет химию и биологию в средних и старших классах. О своем педагоге ребята отзываются так: «Он классный»!
Казимир Завадский, услышав, какую характеристику ему дали школьники, смущенно заулыбался:
— Это не я, а они классные. Кто-то сказал однажды: «Плохих учеников не бывает, бывают плохие учителя». Это правда. За 8 лет работы в школах у меня были и крепкие ребята, и слабоватые, и целеустремленные, и немного ленивые. Были и такие, кто прямо говорил: «Казимир Валерьевич, я буду художником. Мне ваша химия и сейчас не нужна, и потом не пригодится. Может, и не пригодится, но балл аттестата нужен хороший? Нужен! Тогда давай будем учить? Будем учить». Иногда, чтобы достучаться до детского сердца, достаточного одного слова, а порой ребенку нужно авансом поставить более высокий балл. Я знаю: он выучит тему и оправдает мое доверие. Может, неправильно поступаю — ну, вот я такой. Любимчиков, правда, у меня никогда не было и не будет. Это принципиальная позиция.
Вообще Казимир Завадский, как и любой хороший наставник, о своих учениках может рассказывать часами: кто куда поступил, чем занимается, где живут. С гордостью говорит, что некоторые решили поступать в медицинский, а кто-то уже и закончил.
— Приятно осознавать, что ты тоже сыграл, пусть и не большую, но все-таки роль в жизни человека. Я на 100% согласен с героиней замечательного советского фильма: помните, она говорила, что ошибки учителей дорого обходятся людям. Эти ошибки заметны не сразу, не в тот же день, когда ребенок получил два или три балла за невыученный урок. Это «вылезет» через много лет, когда он будет поступать в университет, но провалится на экзамене и не станет тем, кем мечтал… На каждом, кто выбрал преподавательский хлеб, лежит большая ответственность. Об этом не забываешь никогда: не важно, перед тобой пятиклашка, витающий в облаках, или одиннадцатиклассник, который уже точно знает, кем хочет быть.
Кстати, сам Казимир Валерьевич не только химик-биолог, он еще и овощевод! По субботам в старших классах ведет курс профессиональной подготовки. Объясняет ребятам, как готовить почву для рассады и ухаживать за посевами, какими удобрениями пользоваться для лучшей подкормки. Пока все только в теории: практические занятия начнутся весной. Уже и теплица для этих целей есть — подарок председателя Миноблисполкома Александра Турчина.
А дважды в неделю молодой учитель ездит в Нарочскую среднюю школу № 2: ведет химию в старших классах. Как на все хватает времени и сил?
— Работа с детьми заряжает энергией, держит в тонусе. Поэтому учителя всегда такие крепкие и выносливые, — смеется Казимир Валерьевич. — У меня был период в жизни, когда казалось, что уже выработал свой педагогический ресурс, что больше не могу… Представил себе, что больше не буду входить в класс, стоять у доски, объяснять новую тему: от таких мыслей уже страшно стало. Чем заполню эту пустоту? Ничего равнозначного нет… Недавно предложил ребятам: давайте попробуем в лабораторных условиях получить резину из одуванчика. Группа желающих набралась моментально. Дети — это такой постоянный источник энергии, что не направить ее в нужное русло просто грешно.
… Пообщаться с Казимиром Валерьевичем удавалось только на переменках. Едва звенел звонок он, прихватив учебник, журнал и тетради, отправлялся на очередной урок. В порядке исключения разрешил и нам поприсутствовать. 45 минут занятия для меня не прошли даром: вспоминала, что такое «араматычныя вуглевадароды»! Не привычно было слушать «пра будову малекулы бензола», но Занарочская средняя школа белорусскоязычная, и преподавание полностью ведется «на роднай мове».
После третьего урока Казимир Завадский попрощался с нами и поспешил на автобус:
— Меня уже в республиканском детском центре медицинской реабилитации ждут. Там тоже преподаю: мальчишкам и девчонкам, которые приезжают со всей Беларуси на оздоровление, рассказываю о кислотах, растворах и углеводородах! Уроки маленькие, по 35 минут: надо уложиться, чтобы и новую тему рассказать, и пройденный материал закрепить. Стараюсь каждую нашу встречу с ними сделать интересной, готовлю небольшое представление-урок. Но это уже совсем другая история!
Хорошая статистика!
Казимир Валерьевич, к слову, не единственный мужчина в педколлективе Занарочской школы. Из 23-х преподавателей здесь — 6 представителей сильной половины человечества. Считай, каждый четвертый. Случай действительно редкий и уникальный. Мы не могли упустить возможность пообщаться с «классными папами» — и устроили им небольшой педагогический блиц-опрос. Ответить на вопросы согласились учитель химии и биологии Дмитрий Глинский, учитель физической культуры Александр Хотянович, учитель физики и информатики Эдуард Пометько.
Общий педагогический стаж:
Дмитрий Глинский. 4 года.
Александр Хотянович. Чуть больше двух лет.
Эдуард Пометько. 41 год. Это мое первое и единственное место работы.
Почему решили связать свою жизнь со школой?
Дмитрий Глинский. Восхищался своими учителями. Они мне казались мудрыми, рассудительными, правильными. Захотел стать таким же. В 9-м классе твердо решил: будут педагогом!
Александр Хотянович. Мечтал стать профессиональным спортсменом, но не смог по состоянию здоровья. А еще у меня папа физрук — пошел по его стопам.
Эдуард Пометько. Я продолжатель семейной династии. Мама была учителем начальных классов, дядя и тетя тоже преподавали. В 4 года мама взяла меня с собой на работу: сидел тихонько за партой и слушал, как она ведет урок. Подумал, что мог бы не хуже ее стоять у доски и что-то говорить. А почему физика? В 10-м классе к нам пришла новая физичка. Внешне девушка очень понравилась, хотел показать ей, что я в физике кое-чего шарю.
Довольны ли собой как учителем?
Дмитрий Глинский. Сейчас уже да.С годами я стал менее импульсивным и более рассудительным. Напрочь уничтожил в себе предвзятость.
Александр Хотянович. Когда хотя бы один из моих учеников добьется чего-то в спорте — буду иметь право собой гордиться.
Эдуард Пометько. Если учитель собой не доволен, ему в профессии делать нечего. Мой стаж более 40 лет — это ответ на ваш вопрос.
На какой балл оцениваете себя как педагога?
Дмитрий Глинский. Пока я не наработал на какой-то балл. Задайте мне этот вопрос хотя бы через пять лет.
Александр Хотянович. Крепкие 7 баллов.
Эдуард Пометько. Как педагог поставил бы себе 8 баллов.
Чему вы за время работы научили детей?
Дмитрий Глинский. Открыто высказывать свое мнение, даже если оно не совпадает с мнением большинства.
Александр Хотянович. Любить спорт. Мои ученики стали крепче физически, у них улучшилась координация.
Эдуард Пометько. Не бояться делать ошибок. Оказаться в чем-то не правым — это нормально.
А вы от них научились чему-то?
Дмитрий Глинский. Настоящий мастер — это вечный ученик. Мне еще многому предстоит научиться, в том числе от моих воспитанников.
Александр Хотянович. Я только начинаю разбираться в детской психологии. Остальное — впереди.
Эдуард Пометько. Не стареть душой. Помнить, что ты когда-то сам был ребенком, и в тебе где-то сидит тот маленький человечек, способный на добрые глупости.
Как работается в женском коллективе?
Дмитрий Глинский. Прекрасно.
Александр Хотянович. За 2 года конфликтов не было.
Эдуард Пометько. Главное, не скупиться на комплименты.
Давайте поставим точку в извечном вопрос: педагог — мужская профессия, или женская?
Дмитрий Глинский. Не будем делить ее по половому признаку. Я себя шикарно чувствую у доски, это мое место и мое призвание. Женщина-педагог может сказать то же самое.
Александр Хотянович. По всем предметам не скажу, но хороший физрук — это преподаватель-мужчина.
Эдуард Пометько. Она универсальна. И точка.
Слово директору:
— Для меня не важно: учитель-мужчина или женщина. Главное — профессионализм и любовь к детям. Но скажу, что у мужчин лучше получается держать дисциплину в «мальчуковых» классах, — говорит директор Занарочской школы Виктория Кумище. — Вообще, дети любят молодых педагогов. А если это молодой мужчина, интерес к нему повышен. Что еще важно: присутствие в педагогическом коллективе мужчин дисциплинирует женщин-педагогов! Они тщательнее подходят к выбору своего образа, оформлению учебных кабинетов. В этом смысле мужчины задают высокую планку, и женщины ей успешно соответствуют.