Леонид Апанасевич: У художника своя задача — пропускать образ через себя

409

Чувство прекрасного — это тот самый двигатель, который заставляет человека путешествовать, читать стихи, смотреть художественные фильмы и посещать театр. А уж если источником этого прекрасного становишься ты сам, то собственный дом вполне может оказаться музеем, а случайные (или неслучайные) гости — поклонниками и критиками.

Так случилось с жителем курортного поселка Леонидом Апанасевичем. В его квартире буквально царит искусство. На стенах не найти свободного от картин места, а кухня художника и вовсе давно превратилась в творческую мастерскую. Но так было не всегда.

Когда блестящая карьера учителя физики по призванию осталась за порогом заслуженного отдыха, у Леонида открылся новый талант. Впрочем, этот талант никуда и не девался. Просто раньше на него не было времени. Уроки в школе, семинары, работа над собственными методичками, международные конференции… какая уж тут живопись? Но на пенсии жизнь открыла свою новую сторону: «Старость не ждут. Она приходит сама, принося с собой надежду на свободу и безмятежность, новые планы и новое мироощущение. Но сейчас людям моего возраста и таким же одиноким очень не хватает общения. В условиях изоляции не с кем словом перемолвиться. Одно спасение в рисовании. Я всегда придерживался активной жизненной позиции. Привык что-то делать. Поэтому в 71 год, когда вышел на пенсию, моими неизменными спутниками стали кисти и холст».

Гуляя по разным комнатам и видя несчетное количество удивительных полотен, просто невозможно не задаться вопросом: как за 10 лет одному человеку удалось создать целое художественное наследие?

Леонид Апанасевич: У художника своя задача — пропускать образ через себяЛеонид Апанасевич: У художника своя задача — пропускать образ через себяЛеонид Апанасевич: У художника своя задача — пропускать образ через себя Леонид Апанасевич: У художника своя задача — пропускать образ через себя

«Некоторые пейзажи написал за три-четыре часа. Но такие всплески вдохновения бывают крайне редко. Встаю рано и почти весь день рисую, только иногда делаю перерывы для отдыха. На одну картину может уйти несколько суток. Бывает, что-то переделываю в готовых работах.

Когда всем друзьям и родственникам уже раздарил свои картины и свободное место на стенах закончилось, здесь и появились эти стопки (показывает на картины, сложенные по 10-15 штук). К торговле я как-то не привык.

Меня часто спрашивают: “Сколько их всего у вас?” Не считал. Но только в одной комнате около двухсот. Дети уже смирились. Говорят: “Рисуй, папа. Потом разберемся”».

— Даже не верится, что вы раньше не рисовали, — продолжаю диалог.

— Моя профессия тесно связана с чертежами. С ними у меня проблем никогда не было. Если хотелось украсить кабинет физики, мог что-нибудь и нарисовать. Но гораздо чаще сталкивался с графикой. Уроки чистописания в училище, картография в армии, рисунки в методичках…

Помню, ездили на командно-штабные учения. Там встречались талантливые ребята, которые окончили художественное училище. Я смотрел, как они работают. Вижу горизонт и думаю про себя: «Ну что он там нашел? Лес как лес». А он рисует красивый фиолетовый небосвод.

Я и сейчас смотрю, что делают другие художники, и делаю аналогично. Пробую разные стили. Из современных мастеров мне очень импонирует Виктор Юшкевич, белорусский пейзажист.

— А почему именно пейзажи? Любите природу?

— Всегда жил на природе. У меня двое братьев. Лес был нашим лучшим другом: грибы, ягоды… Детство пришлось на послевоенное время, и бедность тогда была жестокая. Родители нас не боялись отпускать.

Жена моя родом из деревни Великие Дольцы, что находится возле Березинского биосферного заповедника. Мы туда постоянно ездили летом на весь отпуск. По 12 километров ходили вглубь. И волков, и медведей видели. Поэтому природу я знал, любил и с ней общался постоянно.

— Проводите ли пленэры или рисуете, используя лишь воображение?

— Рисовать желательно с натуры, чтобы увидеть настоящие цвета. Те же тучи, несмотря на кажущуюся их простоту, нарисовать очень сложно. Но я всегда рисовал по памяти. Это дает возможность фантазировать. Да и разве можно в наше время художнику конкурировать с фотографией? Ведь она до мельчайших деталей отражает реальность. У художника своя задача — пропускать образ через себя. И это ценно. Мне случалось бывать в Феодосии. А там, как известно, жил и творил величайший маринист Айвазовский. И он мог часами сидеть и смотреть на море, а потом в темной комнате, где не было окон, а был лишь свет от лампы, переносил увиденное на холст.

— Какую пору года предпочитаете рисовать?

— Осень. Потому что самая красочная.

Юлианна СУРГАНОВА. Фото автора.

Леонид Апанасевич: У художника своя задача — пропускать образ через себя

Выставка работ Леонида Апанасевича откроется в Нарочском Центре культуры и досуга к 8 Марта и будет посвящена жене художника. Более полную экспозицию можно увидеть на его страничке в социальной сети «Одноклассники», где художник делится с подписчиками практически всеми новыми работами.