Прокуратура Минской области проверила эффективность работы государственных органов по защите жилищных прав лиц сиротской категории

Жилищные права сирот нарушаютсяПрокуратура области в связи увеличением в 2018 г. и первом полугодии 2019 г. количества обращений лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по фактам нарушений их жилищных прав запланировала и проверила эффективность работы государственных органов по соблюдению законодательства о защите жилищных прав лиц сиротской категории.
Проверка показала, что в отдельных регионах области имеют место нарушения законодательства при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий наиболее уязвимой категории детей.
Установлено, что в Борисовском, Копыльском, Логойском, Минском, Молодечненском, Смолевичском и Солигорском районах статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, присваивается, как правило, не на основании первоначальных документов, подтверждающих отсутствие попечения обоих или единственного родителя, а на основании вступившего в законную силу решения суда о лишении родительских прав. Соответственно, и на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по общему и отдельному спискам «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», ставятся с момента вступления в законную силу решения суда.
Не все местные исполнительные и распорядительные органы при формировании бюджета на очередной финансовый год планируют средства для предоставления данной категории молодёжи льготных кредитов и одноразовых субсидий, приобретения и строительства для них жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда.
Контроль за целевым использованием жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда не на должном уровне находится в Мядельском и Солигорском районах.
Так, при посещении сотрудниками районных прокуратур отдельных квартир, выделенных молодежи указанной категории, установлено, что в одной из квартир никто не проживает в течение более двух лет, а в другой проживает посторонний человек, не состоящий в родственных связях с нанимателем. При этом договор поднайма жилого помещения не заключался, а сам наниматель проживает постоянно в г. Минске.
В большинстве районов области не организовано надлежащим образом — два раза в год (в апреле и октябре) — обследование закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жилых помещений государственного и частного жилищного фонда. Имеют место нарушения при вселении детей-сирот в закрепленные жилые помещения.
В ряде случаев бездействие ответственных должностных лиц, не обеспечивших контроль за своевременным принятием решений о невозможности вселения лиц сиротской категории в закрепленные за ними жилые помещения, вынуждает молодежь выезжать в другие регионы с целью поиска жилья и последующего трудоустройства.
В целях устранения нарушений законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, райгорпрокуроры области внесли 11 представлений в местные исполнительные и распорядительные органы.
Прокуратура области внесла представление в Минский областной исполнительный комитет и потребовала рассмотреть его на внеочередном заседании координационного совета Миноблисполкома в формате видеоконференцсвязи с участием представителей прокуратуры области.
О. Клещенко.
Старший помощник прокурора Минской области по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи, советник юстиции.