СОЦИАЛЬНАЯ сфера — одна из самых сложных и многогранных. Будь то пенсионное обеспечение людей с инвалидностью, помощь многодетным или неполным семьям, в каждой из таких ситуаций нужно учитывать все особенности и нюансы. Точки над «і» во многих непростых вопросах расставляет Указ Президента № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан». Более подробно об Указе и других законопроектах, в разработке которых как член Постоянной комиссии по труду
и социальным вопросам принимала активное участие, рассказала депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Ирина СУПРАНОВИЧ:

— Наша основная задача — формирование законодательной базы, ее обновление и систематизация, чтобы не только поддерживать, но и повышать достигнутый уровень жизни населения и качества социальных услуг. Указ Президента № 171 в очередной раз подчеркнул, что наше государство социально ориентировано и на протяжении многих лет проводит взвешенную и грамотную социальную политику. Большинство новшеств, содержащихся в Указе, начнет действовать с 1 января 2021 года и, конечно, станет значимой поддержкой для тех категорий граждан, которые в ней очень нуждаются. Так, Указом снижены требования по стажу для выхода на трудовую пенсию по возрасту для отдельных категорий граждан. Также законопроект поддержит многодетные семьи, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, даст возможность одной бесплатной попытки ЭКО.

— Пожалуй, одним из наиболее ожидаемых изменений станет увеличение максимального периода, который может быть засчитан в общий стаж, когда женщина не работала в связи с уходом за детьми в возрасте до трех лет?

— Разумеется. Сейчас в общий стаж максимально может быть засчитано 9 лет, с 1 января 2021 года станет 12. Например, у мамы четверо детей, которые рождены с перерывами в три года и более. Указ дает возможность засчитать ещё 3 года, когда мама не работала и осуществляла уход, итого 12 лет. Причем эта норма распространяется не только на тех женщин, которые будут впервые обращаться за назначением пенсии, но и на тех, кому она уже назначена.

Еще одно нововведение — снижение страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста. Им с 1 января пенсия по возрасту будет назначаться при 10 годах страхового стажа.

Требования к общему стажу остаются прежними — 20 лет. В них входят в том числе периоды ухода за детьми в возрасте до 3 лет. Для своевременной реализации своего права на назначение пенсии или ее пересмотр с учетом норм Указа необходимо обратиться с заявлением в отдел по труду, занятости и социальной защите по месту жительства. Здесь хотелось бы обратить внимание: законодательством о пенсионном обеспечении сроки проведения перерасчетов и назначения пенсий увязаны с датой подачи заявления. Органы по труду, занятости и социальной защите работают над выявлением граждан, которые могут приобрести право на пенсию или ее перерасчет. Но и сами граждане должны проявить свою заинтересованность в решении их пенсионного обеспечения.

— Ирина Александровна, еще одна категория семей, которые ждут начала действия Указа, — супруги, которые не могут иметь детей…

— Да, действительно, есть семьи, которые по ряду объективных причин долгое время не могут стать родителями. А льготное кредитование для выполнения ЭКО не каждому из них по карману. Поэтому выработанное предложение по предоставлению одной бесплатной попытки ЭКО — это возможность помочь таким семьям и улучшить демографическую ситуацию в стране в целом.Ведь какая радость и гордость иметь полную семью, в которой слышен детский смех!

— В постоянных комиссиях Парламента идет непрерывная проработка объемного блока законопроектов по разнообразным вопросам: земельным, финансовым, хозяйственным, социальным… Наверняка в разработке многих из них вы уже успели принять участие…

— Да, и как депутат, впервые избранный в Палату представителей, убедилась в большой трудоемкости этого процесса, особенно — по базовым законопроектам. Каникул в общепринятом понятии у народных избранников нет. Придя в Парламент, мы сразу приступили к выполнению своих прямых обязанностей. Ближайшие месяцы также будут напряженными и ответственными.

В приоритете — работа над законопроектами. В первую очередь это вопросы предпринимательства, финансового рынка, инновационной деятельности.

Депутаты активно работают по совершенствованию законодательства в сфере административной ответственности, кодексы которых были приняты в первом чтении на закрытии сессии 30 июня 2020 года, работа над ними будет продолжена.

— Какие основные вопросы разрабатывались в проекте нового Кодекса об административных правонарушениях?

— Их очень много. Так, введена категоризация правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий. Системно пересмотрены и дифференцированы административные взыскания. Введен институт профилактических мер воздействия с целью усиления профилактической составляющей норм об административной ответственности. Также расширены перечень оснований для освобождения от административной ответственности и круг деяний, влекущих административную ответственность только по требованию потерпевшего. Из проекта КоАП исключены правовые институты, характерные по своей сути для уголовного, а не административного законодательства (соучастие в правонарушениях, покушение на правонарушение). К тому же упорядочены сроки наложения административного взыскания, упрощены и четко структурированы условия административной ответственности субъектов хозяйствования, закреплены экономические стимулы для оперативной уплаты штрафа.

— По сравнению с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года положения Особенной части проекта КоАП комплексно переработаны…

— Да, и отмечу, переработаны с целью исключения неактуальных и формальных составов административных правонарушений, составов правонарушений, имеющих гражданско-правовую природу, корректировки санкций в зависимости от категории совершенного правонарушения и причиненного им вреда. Также разработан проект Процессуально-исполнительного Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Была скорректирована структура Кодекса, в том числе с учетом определения в самостоятельной главе правил осуществления административного процесса в ускоренном порядке.

При разработке проекта определен круг государственных органов и организаций, наделенных правом составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Также уточнен порядок обжалования действий и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, не связанных с вынесением окончательного решения по делу. Реализованы и другие поступившие от заинтересованных предложения по совершенствованию норм действующего ПИКоАП. Думаю, в ходе проведения приемов и встреч с избирателями мне еще поступят предложения от нашего населения.

— Ирина Александровна, сегодня целевой ориентир социальной политики остается неизменным и направлен на обеспечение всем гражданам страны достойного качества и уровня жизни. Какие меры принимаются в рамках работы Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам с вашим участием?

— Комиссия работает в разных направлениях. Например, много внимания уделяется обеспечению соблюдения прав людей с ограниченными возможностями в соответствии с общепринятыми международными нормами. В нашей комиссии ведется работа по подготовке проекта закона «О правах инвалидов и их социальной интеграции».

Законопроект объединяет в себе положения двух действующих законов о социальной защите инвалидов и о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов. Это сделано для того, чтобы привести национальное законодательство в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов.

При этом в проекте большое внимание уделено вопросам социальной реабилитации, реабилитации инвалидов. В комиссии я отвечала за подготовку и принятие закона «О ратификации договора между Республикой Беларусь и Республикой Молдова о социальном обеспечении». Принятие закона было важно и необходимо, он направлен на обеспечение возможности формирования пенсионных прав. В наших интересах, чтобы пенсионное право было сформировано независимо от того, на территории какого государства трудился человек. Этот закон принимался на открытии 2-й сессии, что для меня было очень ответственно и волнительно. Что касается законопроекта о здравоохранении, то главная цель новшеств, которые будут внесены, — обеспечение доступной и качественной медпомощи, создание контроля ее качества и рациональное использование ресурсов. Полностью система заработает к 1 января 2023 года. До этого все учреждения должны будут пройти аккредитацию, а после — подтверждать ее раз в три года. Большое внимание в законопроекте уделено и кадровому обеспечению системы здравоохранения. А в целом замечу, наиболее важное в нашей работе — движение вперед по всем направлениям парламентских приоритетов, повышение качества законов и результативности законодательной базы. И безусловно — постоянный прямой диалог с избирателями и общественностью.

Глава государства, выступая на совместной встрече депутатов 6-го и 7-го созывов, подчеркнул, что новый Парламент должен стать центром прогрессивного законотворчества.

А поправки и законы должны отражать реальные потребности наших граждан. Сегодня однозначно важно сохранить то, что у нас создано. Беларусь — суверенное, сильное, развивающееся государство. Руководство страны понимает существующие проблемы и заостряет на них внимание. Позитивные изменения должны быть, это нормально. Любое общество не может стоять на месте, оно должно двигаться и развиваться. Уверена, что у белорусского народа хватит мудрости достойно пройти этот период и сохранить Беларусь как государство, уверенно реализующее собственный путь развития.

Беседовала Марина ПУЦЕЙКО.