Для нашей страны социальная политика в приоритете

72

Социальная направленность политики государства проявляется прежде всего в особой поддержке наиболее уязвимых категорий граждан, нуждающихся в ней в силу возраста, болезни и иных объективных обстоятельств. Качество жизни таких людей во многих случаях напрямую зависит от оказываемой им дополнительной помощи посредством социального обслуживания. 

Сегодня спрос на социальные услуги отличается устойчивостью и растет, при этом растут требования со стороны получателей услуг к полноте и качеству обслуживания, а также необходимости индивидуального подхода при их оказании.

Очевидно, что без разработки и продвижения новых подходов в системе социального обслуживания, внедрения инновационных форм и технологий, новых социальных стандартов в области социального обслуживания невозможно обеспечение доступности и качества социальных услуг, соответствующих требованиям сегодняшнего дня.

 Закон принят более 20 лет назад, в 2000 году . Последние изменения в были внесены   в 2017 году. За это время наработана  практика ,встречаясь  с избирателями, возникала необходимость его корректировки, с учетом правоприменительной практики. Неоднократно были заседания рабочих групп, комиссии по обсуждению  законопроекта. 

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам социального обслуживания» направлен на совершенствование системы социального обслуживания, повышения доступности социальных услуг. Его цель — дальнейшее развитие системы социального обслуживания, отвечающей требованиям сегодняшнего дня.

    В законопроекте предлагается закрепить одним из  основных  принципов социального обслуживания — максимального сохранения условий пребывания гражданина в привычной благоприятной среде  т.е. обслуживание  в стационарных условиях должна быть исключительной мерой ,главное для граждан сохранить привычную среду- домашнею обстановку. Несмотря на то, что домов интернатов у нас в стране 92 , но домашние условия   важны для человека. Как мы видим из практики основная часть пожилых граждан не хочет  проживать в социальных учреждениях, а предпочитает оставаться дома.

 

  Развитие стационарнозамещающих форм социального обслуживания. 

В целях обеспечения получателям услуг необходимой поддержки и содействия их проживанию в привычной благоприятной среде, а также поддержки физических лиц, осуществляющих уход, формируется система долговременного ухода -это  комплекс межведомственных мероприятий по оказанию гражданам ,имеющим выраженные ограничения жизнедеятельности ,социальных, медицинских, реабилитационных (абилитационных) и иных услуг, а также содействие в их предоставлении

 — В числе основных новаций документа — внедрение оценки индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании- т.е подбор формы социального обслуживания , видов ,перечня и объема социальных услуг ,предоставляемых уч. Соц. Обслуживания 

  В законопроекте предусмотрено  переименование  домов -интернатов  в    социальные пансионаты. Необходимость в этом давно назревала, для человека важна психологическая составляющая. Изменение наименований будет способствовать формированию положительного восприятия таких учреждений среди населения.

С учетом сложившейся практики в перечне государственных учреждений социального обслуживания законопроектом предусмотрены центры (дома) временного пребывания для лиц без определенного места жительства, которые созданы по инициативе местных исполнительных и распорядительных органов и входят в систему комитетов по труду, занятости и социальной защите облисполкомов (Мингорисполкома).

Внесение таких учреждений в перечень государственных учреждений социального обслуживания позволит обеспечить реализацию единой политики в отношении регулирования их деятельности.

 

Важной нормой является организация подвоза отдельных категорий граждан от места жительства к месту получения социальных услуг и обратно. Это позволит обеспечить доступность услуг и привлечь, объединить большее количество жителей, особенно отдаленных населенных пунктов. 

 

   Расширяются полномочия местных исполнительных и распорядительных органов  в части  организации на безвозмездной основе подвоза работников в государственные учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание, либо компенсации им расходов на проезд. 

     Принятие данной меры обусловлено в первую очередь решением кадрового  вопроса и  необходимостью создания условий для подвоза работников таких учреждений к месту работы
и обратно. Принятие данной нормы будет способствовать еще большей положительной работе учреждений. 

 

Также возникла необходимость организации учета субъектов хозяйствования, в том числе негосударственных, оказывающих социальные услуги, и предлагается Закон дополнить статьей о Реестре поставщиков социальных услуг Республики Беларусь. Отдельной главой регламентируются права и обязанности поставщиков социальных услуг независимо от их формы собственности.

Определены случаи, когда лица, осуществляющие уход, имеют право на вознаграждение – оказание социальных услуг, включая услуги по уходу, в форме социального обслуживания в замещающей семье
и ежедневного ухода.

Ежедневный уход – это новая форма социального обслуживания, предусматривающая оказание комплекса социальных услуг, включая услуги по уходу, направленного на удовлетворение обеспечивающих жизнедеятельность потребностей, в том числе нерегулируемых, нуждаемость в которых возникает, в том числе один и более раз в сутки. 

Предусмотрены виды государственной поддержки лиц, осуществляющих уход, в том числе выплата вознаграждения.

Изменяются подходы к выплате пособия по уходу за инвалидами 1-й группы либо престарелыми (старше 80 лет). Вознаграждение будет выплачиваться из средств, предусмотренных на социальное обслуживание. Сейчас оно выплачивается из средств социального страхования.

Отношения по выплате вознаграждения будут основываться на основании трехстороннего гражданско-правового договора, где одной стороной будет получатель ухода, второй – лицо, осуществляющее уход, третьей – территориальный центр социального обслуживания населения (ТЦСОН). 

В целях обеспечения возможности формирования пенсионных прав лицу, осуществляющему уход, с получением вознаграждения, предоставляется право, по желанию, участвовать в системе государственного социального страхования и уплачивать страховые взносы на пенсионное страхование.

Предлагается предоставить лицам, осуществляющим уход, право на уплату обязательных страховых взносов на пенсионное страхование. Сейчас обязательные страховые взносы из пособия не уплачиваются, соответственно страховой стаж не формируется. При этом лица, осуществляющие уход, не могут одновременно работать и получать пособие по уходу. Теперь же пособие будет увеличено на необходимый процент для уплаты страхового взноса (в настоящее время размер пособия по уходу составляет 100% бюджета прожиточного минимума, увеличение его размера увязано с необходимостью уплаты с суммы вознаграждения подоходного налога в размере 13% и 1% на пенсионное страхование при изъявлении желания уплаты страховых взносов). Планируется, что размер вознаграждения составит: 115% наибольшей величины БПМ в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала — при оказании социальных услуг по уходу за одним лицом, нуждающимся в уходе; 150% БПМ — при одновременном оказании социальных услуг по уходу за двумя лицами, нуждающимися в уходе (сегодня — 120% БПМ). Таким образом, для обеспечения возможности формирования пенсионных прав лицу, осуществляющему уход с получением вознаграждения, предоставляется право по желанию участвовать в системе государственного социального страхования и уплачивать страховые взносы на пенсионное страхование

«Сделанный выбор относительно уплаты взносов будет отражаться в гражданско-правовом договоре. Если в период осуществления ухода (после вступления в силу норм закона) будут уплачиваться взносы на пенсионное страхование, то такой период будет подлежать включению в общий и страховой стаж. В случае выбора варианта без уплаты взносов период ухода будет включаться только в общий стаж, — дополнила депутат. — Предлагаемая форма социального обслуживания (на основе заключения трехстороннего договора) позволит решить актуальные вопросы, связанные с поддержкой лиц, осуществляющих уход: формирования страхового стажа у лиц, осуществляющих уход, кто нуждается в формировании такого стажа; участия в уходе граждан трудоспособного возраста, осуществляющих трудовую деятельность в режиме неполной занятости либо охваченных иными формами занятости, а также лиц, получающих пенсию; поддержки лиц, осуществляющих уход (обучение навыкам ухода, предоставление психологической помощи и др.)».

Ирина Супранович, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.